А.А.Щербаков

Тел. +7 (922) 833-03-12

Консультации, оказание практической помощи и сопровождение ведет Щербаков Анатолий Александрович - специалист , имеющий высшие (профильные) образования в области юриспруденции и Банковского управления, действующий Арбитражный управляющий, член СРО АУ "Инициатива" , имеющий опыт работы в данном сегменте более 20 лет

 

Что такое субсидиарная ответственность при банкротстве – юридические аспекты, этапы привлечения к ответственности

В 2018 году законодательство о банкротстве претерпело кардинальные изменения в части развития института СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

субсидиарная ответственностьБыл дан новый толчок развитию этого дополнительного вида ответственности бизнеса перед государством и кредиторами, в виде персональной ответственности лиц, осуществляющих контроль должника, в первую очередь директора, учредители, а также иные лица, способные влиять на экономическую политику лица с задолженностью.

В конце 2017 года были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми был детализирован порядок привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

В судебную практику прочно вошел новый термин - Контролирующее Должника Лицо (КДЛ).

Согласно новых изменений, к контролирующим лицам должника относятся лица, которые в течение трех лет до начала процедуры банкротства были или остаются:

  • руководителями (директора и т.п.) организации;
  • участниками, акционерами и др., владеющими не менее чем 50% акций (долей);
  • членами ликвидационной комиссии;
  • лицами, которые могли совершать сделки от имени должника;
  • любыми иными лицами, которые могли давать указания или определять действия должника в силу каких-либо причин.

Однако, ФЗ от 29.07.2017 № 266-ФЗ существенно дополнил этот перечень.

Теперь арбитражный суд может признать любое лицо контролирующим должника, при наличии определенных (иных) оснований.

Исключение составляют лишь лица, владеющие менее чем 10% уставного капитала юридического лица.

Теперь, так популярное ранее у бизнесменов решение (схема ухода от ответственности) как смена фактического исполнительного органа (руководителя), или же смена учредителей компании на номинальных из числа друзей, сотрудников или совсем уже посторонних лиц не является препятствием для привлечения к субсидиарной ответственности реальных собственников бизнеса, настоящих руководителей или конечных бенефициаров.

При таких новых правилах, решение реального собственника «бросить» компанию-должника, сделать из нее «помойку» уже не поможет ему уйти от реальной ответственности, так как в этом случае предусмотрена упрощенная процедура признания отсутствующего должника банкротом (ст.228 Закона «О банкротстве»).

По прежнему инициировать процедуру привлечения к субсидиарной ответственности могут конкурсные управляющие, кредиторы, уполномоченные органы (в том числе налоговые), а также работники, бывшие работники лица имеющего задолженность и их представители.

Новый закон ввел многочисленные доказательственные презумпции, а также более конкретно сформулировал механизмы перераспределения бремени доказывания:

Основание привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности связано с наличием фактора причинения вреда имущественным правам конкурсных кредиторов в результате виновных действий Контролирующего должника лицом (КДЛ).

Для привлечения КДЛ к ответственности, Арбитражному управляющему и уполномоченному органу необходимо доказать следующие обстоятельства:

  • наличие вреда, причиненного имущественным правам кредиторов, т.е. отсутствие возможности погашения задолженности должника в полной мере;
  • наличие причинно-следственной связи между совершением или одобрением КДЛ сделок и фактом причинения вышеупомянутого имущественного вреда. Исключением является возможность привлечения к субсидиарной ответственности КДЛ при отсутствии (непредоставлении) документов бухгалтерского учета или искажение содержащихся в них сведений. В этом случае необходимо лишь установить наличие одного из вышеуказанных обстоятельств.

Следовательно заявителю в первую очередь необходимо представить суду доказательства того, что именно действия контролирующего лица привели к предбанкротному состоянию.

При этом в случае наличия доказательств причинно-следственной связи между банкротством и действиями контролирующего лица, КДЛ не будет привлечено у субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует, в том числе:

  • Если КДЛ действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно;
  • Действия КДЛ совершены для предотвращения его большего потенциального ущерба.

Помимо вышеуказанного основания  для привлечения КДЛ к ответственности, сохранили свою актуальность иные, так называемые «формальные» основания для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности, в числе которых :

  1. Неподача директором заявления должника о несостоятельности в срок, определенный ст. 61.12 ФЗ О банкротстве;
  2. Нарушение порядка ведения и/или хранения документов бухгалтерской отчетности и иных документов должника, ведение которых предусмотрено законом, либо их непредоставление арбитражному управляющему (пп. 2 и пп. 4 п. 2 ст. 61.11 ФЗ О банкротстве);
  3. Более 50 % задолженности обусловлено привлечением к уголовной, административной и налоговой ответственности ( пп. 3 п. 2 ст. 61.11 ФЗ О банкротстве).

При этом процесс доказывания данных фактов намного проще, чем обоснование причинно-следственной связи между действиями КДЛ и банкротством должника. Заявителю достаточно лишь продемонстрировать суду  факт   наличия соответствующего обстоятельства, чтобы привлечь КДЛ к ответственности.

В основном (но не исключительно) речь идет о налоговых правонарушениях. Пользуясь поправками в закон о несостоятельности, налоговые органы теперь могут не только инициировать саму процедуру банкротства, но получили в свое распоряжение дополнительные, «персональные» основания для привлечения КДЛ субсидиарной ответственности.

Полагаю, что таким образом в руки ФНС передан мощнейший инструмент и механизм взыскания налогов и сборов, ранее считавшихся безнадежными ко взысканию.

Новый закон уточнил сроки привлечения контролирующих лиц к ответственности. Предполагается, что заявление о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности может быть подано в течение 3-х лет с момента, когда лицо, имеющее право на подачу заявления, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3-х лет со дня признания банкротом и не позднее 10 лет со дня, когда фактически имело место действие и (или) бездействие, как основание для привлечения к ответственности.

Роль налоговых органов в процедуре привлечения к субсидиарной ответственности.

До поправок в Закон о несостоятельности по завершении процедуры конкурсного производства либо прекращении процедуры в связи с отсутствием средств для финансирования банкротства, КДЛ освобождались от ответственности.

Новые поправки теперь позволяют привлекать к субсидиарной ответственности КДЛ даже после завершения самой процедуры банкротства.

Так, контролирующее Должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если:

  1. производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле,
  2. заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено. Налоговые органы, как правило, не пропускают ни одну процедуру банкротства и активно участвуют в них , зачастую в качестве мажоритарного кредитора.

Резюмирую. Если Вы попадаете под признаки КДЛ, и имеете соответствующие риски, чтобы избежать привлечения Вас к субсидиарной ответственности Вам необходимо:

  • Исключить сделки по выводу активов за последние три года до процедуры банкротства.
  • Тщательно продумывать деловую цель (экономическое обоснование) сделок по отчуждению имущества предприятия - должника, мотивированное обоснование предпочтения именно этого контрагента, а также не лишним будет всякий раз пытаться оспаривать решения налоговых органов в суде.
  • В тоже время необходимо исключить любые операции (сделки) по выводу активов с подконтрольной Вам организации напрямую на фирмы-однодневки, а если такое все же произошло, озаботится сбором доказательств добросовестности и разумности Ваших действий;
  • При условии ,что заключенная Вами от имени должника сделка была явно экономически невыгодной, как вариант, обосновать это обстоятельством, что конкретная сделка была частью взаимосвязанных сделок с общей (единой) хозяйственной целью, в результате чего ожидалось получение существенной выгоды, либо, как вариант, что такая сделка была заключена с целью предотвратить еще больший ущерб вашей организации.

Таким образом, налицо комплексное изменение законодательства и судебной практики которое делает все более понятной процедуру погашения задолженности организации-банкрота, в том числе за счет имущества учредителей.

Ну и совсем уже великолепно будет, что заботясь о будущем, сформируете максимальный пакет документов о вашей добросовестности для последующего из предъявления  в суде в качестве доказательств.

Учитывая все нюансы и многочисленные презумпции, стороне в споре о привлечении к субсидиарной ответственности, конечно же Вам не обойтись без привлечения для участия в деле грамотного специалиста – арбитражника, способного с учетом действующего законодательства и судебной практики максимально эффективно представить ваши интересы в суде и добиться по делу рассмотрения спора в вашу пользу.

Финансовый адвокат Щербаков А.А. уже имеет определенный опыт в такой категории дел, и ежедневно пополняет свой багаж знаний, нарабатывая соответствующую судебную практику, предлагая Вам именно такую услугу представителя.

По всем интересующим Вас вопросам прошу обращаться в офис по адресу Оренбург, ул. Комсомольская 92 офис. 1 с 9 до 18 . тлф для справок в Оренбурге +7 (922) 833-03-12,699-296.

Должник, знай, у тебя не только обязанность платить, но и много возможностей защитить свои права и интересы! Напиши и узнай как!

Задать вопрос