А.А.Щербаков

Тел. +7 (922) 833-03-12

Консультации, оказание практической помощи и сопровождение ведет Щербаков Анатолий Александрович - специалист , имеющий высшие (профильные) образования в области юриспруденции и Банковского управления, действующий Арбитражный управляющий, член СРО АУ "Инициатива" , имеющий опыт работы в данном сегменте более 20 лет

 

Права коллекторов с точки зрения Закона

 

      Уважаемые Мои Клиенты!

Приведенная ниже информация очень важна для Вас, поэтому  прошу прочесть этот пост  внимательно:

 

С 01 июля 2014 года вступил в силу  Федеральный  закон  N 353-ФЗ  "О потребительском кредите (займе)"  , статьей  15 которго  наконец то  (впервые за всю практику)  на законодательном уровне  были  определены  права и обязанности Коллекторов и служб  взыскания Банка.  Указанный нормативный Акт  принят в дополнение  к  общегражданскому законодательству (глава 24 ГК РФ), нормами которой ранее пользовались Коллекторы  как посредники и переговорщики.
        Для Банков коллекторские Агенства  свои  Услуги оказывают на трех стадиях — досудебное регулирование, суд и исполнительное производство. Обычно на основании агентского договора и нотариально заверенной доверенности.

При этом их права  по отношению к Вам, мои уважаемые Клиенты,  весьма  ограниченны.
         Обязанности коллекторов:
         1. Специалисты коллекторских агенств должны беспокоить должников только по рабочим дням и в дневное время суток — с 8 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).     
         2. Соблюдать Уголовный и Гражданский кодексы, которые запрещают оскорблять должника, угрожать ему или распространять клевету. 

При совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа) (далее - лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (далее - непосредственное взаимодействие);

2) почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи способов, способы взаимодействия с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, могут использоваться только при наличии в письменной форме согласия заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа).

~~. Не допускаются следующие действия по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности:

1) непосредственное взаимодействие с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), направленное на исполнение заемщиком обязательства по договору, срок исполнения которого не наступил, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по договору предусмотрено федеральным законом;

2) непосредственное взаимодействие или взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), которое указано при заключении договора потребительского кредита (договора, обеспечивающего исполнение договора потребительского кредита (займа) или о котором кредитор был уведомлен в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа).

4. Кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах.

5. При непосредственном взаимодействии с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, обязаны сообщать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, или место нахождения, фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность работника кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, который осуществляет взаимодействие с заемщиком, адрес места нахождения для направления корреспонденции кредитору и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности.
         3. На коллекторов действуют специальные ограничения. Например, для работы с персональными данными нужна специальная лицензия.
         Если коллекторы «перегибают палку» — угрожают и оказывают психологическое давление, надо продемонстрировать спокойствие и выдержку. Часто это люди с опытом оперативной работы, которые легко распознают неуверенность и страх.
         Для начала попросите «гостей» предъявить документы, подтверждающие их право требовать возврата долга. Если разговор ведется по телефону, попросите направить копии по почте (например, ст. 385 ГК РФ предусматривает, что должник вправе не исполнять обязательства перед новым кредитором до момента, когда ему не представят доказательства перехода требования к этому лицу). Также следует запросить документы, подтверждающие величину задолженности, расчет штрафных санкций, процентов и т.п.
         Если не получается погасить весь долг сразу, выразите свое несогласие с суммой штрафных санкций и предложите урегулировать спор через суд. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.
         Когда звонки из агентства носят массированный характер, необходимо сообщить, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так было на самом деле), и упомянуть статью 163 «Вымогательство» УК РФ. Если и это не помогает, подготовьте жалобу в правоохранительные органы или прокуратуру с подробным описанием обстоятельств дела. 
         В случае визита коллекторов на квартиру их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь, тому подобные действия — уголовное правонарушение. Нужно набирать «02» и вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.
         Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законодательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограничение прав должников действия. Защищайте свои права активно, используя все имеющиеся у Вас возможности, и в первую очередь  путем обращения к квалифицированным  специалистам, имеющим соответствующий опыт работы и наработки по  противодействию незаконным  действиям Коллекторов.

Всегда к Вашим услугам  А. Щербаков


 

Должник, знай, у тебя не только обязанность платить, но и много возможностей защитить свои права и интересы! Напиши и узнай как!

Задать вопрос